|
|
ЖУРНАЛ "РЕКЛАМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"
Мобильные стенды - как Божий "Дар", или Вся жизнь - театр.
Первый этап нашего автопробега "Москва-Владивосток"
подходил к концу. Автор этих строк, пилот №2 третьего экипажа,
вел авто. Пилот №1, управлявший машиной большую часть пути,
сидел справа, комментируя дорожную ситуацию. А на заднем сиденье,
наконец, проснулся герой сегодняшнего интервью. Издавая запах
хорошего дорогого коньяка, он протер глаза, и сказал: "Вот
я и на Родине…".
Сегодня в гостях у главного редактора "РТ" - генеральный
директор фирмы "Дар-Экспо" Александр Меньшиков. |
Казань - город жесткий
И.Г.: Значит, ты - из Казани?
А.М.: Фактически, да. И очень этим доволен.
И.Г.: А почему хорошо быть казанцем?
А.М.: Это красивый и одновременно жесткий город.
У тех, кто не научился постоять за себя, здесь было трудное
детство.
И.Г.: Ты - научился?
А.М.: По крайней мере, легкой добычей никогда не был. А
что, незаметно, что у меня бровь рассечена? (демонстрирует
боевые шрамы - прим.авт.). Думаю, в дальнейшем это сослужило
мне хорошую службу.
И.Г.: Навыки драки?
А.М.: Нет. Навыки выживания.
|
Первым
делом - самолеты или КАИ как средство самовыражения…
И.Г.: Студентом ты тоже стал здесь?
А.М.: Конечно. Казанский авиационный институт. Все,
о чем мечталось.
И.Г.: Значит, реклама была не изначально?
А.М.: Нет, сначала были самолеты. Хотя солидно "сдобренные"
театром.
И.Г.: Это как?
А.М.: В КАИ был очень сильный студенческий театр. Там
я и подхватил этот "вирус". Мотался по фестивалям,
даже попал в агитбригаду, которая плавала по Северному
морскому пути.
И.Г.: Ты был актером?
А.М.: В том числе. А в СТЭМе часто выступал и в качестве
автора, и в качестве главного художника. Чего ты так
смотришь? Я окончил с отличием художественную школу!
Мои работы в Пушкинском музее есть.
И.Г.: Рядом с Ван Гогом висят?
А.М.: Рядом с другими лучшими детскими работами. Но
- в Пушкинском! Не веришь? |
|
 |
И.Г.: Да
нет, верю. Ты ж на моих глазах девушку гуашью покрасил,
в конкурсе боди-арта. Стильно, кстати, вышло, не зря тебе
приз дали. Хотя она и так была ничего…
Диалог не по существу
И.Г.: А ты сейчас рисуешь?
А.М.: Стараюсь этого не делать. Но иногда меня выдавливает…
Ельцин в его жизни
И.Г.: А как же самолеты?
А.М.: Окончил с отличием КАИ и занялся авиацией. Даже готовил
диссертацию:
"Математическое моделирование процессов разрушения
топливных баков".
И.Г.: Очень актуально, в свете событий с "Конкордом".
Защитился?
А.М.: Нет. И не из-за темы. Меня слегка "задвинули"
по национальным обстоятельствам.
И.Г.: Не понял. Ты же русский!
 |
|
А.М.:
В то время в Казани это был не лучший вариант. Я послал
всех на хрен, и уехал к тетке. Почти в Москву - в Долгопрудный,
где сейчас и живу. Стал работать на заводе, занимаясь
практически тем же.
И.Г.: Но здесь-то защитился? Или в Долгопрудном тоже
есть национальные проблемы?
А.М.: Проблемы возникли, но уже во мне самом. Я сам
себя позиционировал как авиационного инженера. А, прости
за пафос, душа рвалась в театр. В 25 лет я стал студийцем
популярнейшего тогда театра "На Юго-Западе",
у Беляковича. |
И.Г.: Настоящим
актером?
А.М.: Уж точно не понарошку. По два спектакля за вечер.
Кончаю смену на заводе, прыгаю в электричку, быстро гримируюсь,
и, в 18.30 - первый спектакль. В 21.00 - второй. А ночью,
полуживой - домой в Долгопрудный. До сих пор не понимаю,
как здоровья хватало.
И.Г.: И что победило?
А.М.: Театр. С помощью Ельцина Бориса Николаевича.
И.Г.: Это как?
А.М.: На машзаводе меня затащили в "большой" комсомол,
потом в партию. Я быстро сделал карьеру на идеологическом
поприще. А тут Ельцин посетил наш театр. Спектакль "Гамлет".
Он тогда "рулил" московским ГК КПСС. Не Гамлет,
конечно. Театр - в бедности, как и вся тогдашняя культура.
А хозрасчет как раз входил в моду. И усиление партийной
линии.
И.Г.: Последнее, по-моему, всегда было модно.
А.М.: Короче, в театре было только два коммуниста. И я в
одночасье стал директором. По письму Ельцина. Тогда ж просто
так не уходили и не назначались.
И.Г.: А текст не помнишь?
А.М.: Конечно, помню. "Командировать коммуниста Меньшикова
А.М. для подъема…" и так далее.
От первого лица
… Я буквально разрывался на части. Мне нравилась моя работа,
но я уже не мог без театра. Кульминацией были испытания
в Казахстане. Чуть ли не каждый день на "челноке"
(у нас был собственный ежедневно летающий "Ан")
мотался с полигона в Москву на спектакли. Это было куда
хлеще "пробежек" на электричке…
Театр: душа и …деньги. А также - Сукины дети
И.Г.: Став директором, ты продолжал играть?
А.М.: Сначала - да. Но начали появляться проблемы.
Актеры относятся к тебе, как к другу. А ты - директор!
И все актеры - сукины дети. Это я точно знаю, сам актер.
Коллизия понятна?
И.Г.: Абсолютно.
А.М.: К тому же у меня появились совсем другие задачи. Нужно
было доставать деньги. Я стал первым российским фандрайзером,
сам еще не зная этого слова.
На это уходила куча времени. Правда, и результаты были:
театр съездил в Америку, Японию. Впервые в истории - не
по линии Минкульта! Впервые - рекламные вставки в программах,
"раскрутка" спонсоров. И творческие результаты
обнадеживали: в США наши спектакли "Гамлет" и
"Трактирщица" произвели настоящий фурор!
И.Г.: То есть, путь из авиаинженеров в продюссеры оказался
не столь тернистым?
А.М.: Не совсем так. Его оказалось возможным пройти. Но
я сам чувствовал, что знаний не хватает, и поступил в ГИТИС.
И.Г.: А как же страшные ГИТИСовские экзамены?
А.М.: Сдал на все "тройки". Но окончил, как и
КАИ, с отличием. Образование очень помогло, тем более что
преподавали нам такие корифеи, как проф. Г. Г. Дадамян,
блестяще знающий и театроведение, и театральную экономику.
И.Г.: И, тем не менее, - раз я беру у тебя интервью для
журнала "Рекламные Технологии", а не "Театр"
- из непосредственной театральной жизни ты ушел.
А.М.: Да, так вышло. Стечение обстоятельств. Во-первых,
ты помнишь, какое это было время? Начало девяностых. Денег
в культуре почти не было. У меня уже росли двое детей, жена
тяжело заболела, квартиры я не имел. Да еще случай тяжелый
произошел.
И.Г.: Какой?
А.М.:
Мы играли шестичасовый спектакль по Сухово-Кобылину.
Такие эксперименты в театре мог позволить себе только
Питер Брук. Мы страшно гордились этим спектаклем. Кстати,
в перерывах кормили зрителей, почти как в театре "Кабуки".
Но нагрузка на актеров была тяжелейшей.
И вот после одного из спектаклей умерла наша актриса
Оля Авилова. Не выдержало сердце. Страшная трагедия.
Я организовывал похороны. Все беспробудно пили. Каждый
чувствовал себя виноватым. И все дружно ругали администрацию.
В такой обстановке я прозевал собственный аппендицит.
Потом долго лежал в больнице. Из театра ко мне никто
не пришел. Ни разу. Выписался еще слабый: ходил с палочкой.
И четко понимал, что надо что-то предпринимать.
И.Г.: В какой области?
А.М.: В той же. Я всерьез начал обдумывать проблему
коммерческой организации театральных фестивалей. Стажировался
в США. Ректор ГИТИСа Исаев (он в прошлом году трагически
погиб, но помнить его будут долго: он очень много хорошего
сделал для вуза) отвез меня в Нью-Йорк. Я увидел, как
делаются, "клеятся" массовые спектакли. Не
бестселлеры, которых единицы, а спектакли, составляющие
собственно театральный бизнес. Я понял, как правильно
добывать деньги "под театр". Под эту идею
при ГИТИСе и организовалась компания "ДАР".
|
|
 |
От первого
лица
… На вступительном собеседовании в ГИТИСе я честно сказал,
что по их билетам ничего не знаю. Но зато умею руководить
театром…
… До сих пор не могу спокойно ходить в театр. Я физически,
чувственно ощущаю его запах. И, если прихожу на спектакль,
стараюсь близко не подходить к сцене. Это такой адреналин!..
 |
|
"ДАРы"
- приносящие…
И.Г.: Какие задачи ставились новой компании?
А.М.: Прежде всего, заработать первые деньги. Мы обратили
внимание на пластиковые значки. При бешеном спросе их
никто не производил. Вот здесь-то и пригодилась моя
инженерная подготовка.
Очень скоро у "Дара" была собственная производственная
база. Сами "давили" заготовки на термопластавтоматах,
сами их декорировали. Сначала вручную, трубочками…
И.Г.: Как - трубочками?
А.М.: Набирали ртом в трубочку краску и выпускали ее
на заранее расчерченный значок. Краска заливала выделенный
сегмент, так что можно было производить многоцветные
яркие значки.
И.Г.: Это было рентабельно?
А.М.: Супер! Значок стоил 30 центов, т.е. - в валюте,
а сырье покупалось за рубли, то есть, не стоило ничего.
У меня работало 200 человек! А очередь за значками все
равно стояла. Мы ушли от ручных методов, освоили шелкотрафарет
и тампопечать. Прибыли были очень серьезные. Я даже
квартиру себе купил, машину. Но главное - мы получили
возможность всерьез заняться кинофестивалями.
И.Г.: О кино - чуть позже. А пока, все-таки, про значки.
Сейчас-то "Дар" этим вроде не занимается?
|
А.М.: Этот
бизнес постепенно, но неуклонно, умер. Во-первых, из-за
российской экономической политики сырье вздорожало до мировых
цен и даже выше. В итоге готовые значки из Турции стали
стоить дороже, чем гранулы сырья в России. Во-вторых, значки
вышли из моды. Но нет худа без добра. Уже в 1994 году мы
начали импортную программу: начали возить бизнес-сувениры
из Чехии. Так что проблема всегда рождает решение.
От раскладных рамок - к мобильным стендам
И.Г.: И все же я думаю, что компания "Дар" вошла
в историю отечественных рекламных технологий не как изготовитель
значков, а как промоутер мобильных выставочных систем, или,
- вы любите красиво излагать - технологий экспомаркетинга.
Давай об этом.
А.М.: Все началось, как это часто бывает, с наших собственных
потребностей. Продавая значки и услуги нашей разросшейся
полиграфбазы, мы часто катались по выставкам. И постоянно
сталкивались с неэстетичным, мягко говоря, оформлением стенда.
И.Г.: Действительно, мягко сказал.
А.М.: Однажды в "Сабресе" - предшественнике нынешнего
"ВМТ" - я увидел и сразу купил раскладные рамки,
по-моему, "Neschen". Они были связаны гибкими
петлями, и из них можно было быстро собрать конструкцию
типа ширмы. Купил - и купил, но факт в голове задержался.
А потом попался буклетик латвийского дилера фирмы "Maxibit",
уже с "настоящими" стендами. Они там назывались
"быстровозводимыми выставочными конструкциями".
Я сразу понял - это судьба! И мы помчались в Ригу на выставку.
От первого лица
… Когда я, наконец, увидел на выставке первый живой "Максибит"
- буквально затрясся. Успокоившись, я долго стоял и смотрел
на свое будущее…
"Трусливых мальчиков никогда не целуют красивые
девочки"
И.Г.: А что сказали твои компаньоны? Они были в таком же
восторге?
А.М.:
Они были в панике. Контрольный пакет "Дара"
всегда был у меня, но у них было законное право не влезать
со мной в безумные авантюры. И из "Дара" начали
уходить люди. Кто - красиво, кто - не очень.
В принципе их можно было понять. Значки умирают, в полиграфии
резко растет конкуренция. То есть, те области, которые
нас кормили, стали проблемными. А денег-то уходила уйма!
Термопластавтоматы, мало того, что мы вложили в них
уйму денег, так еще и занимают огромную площадь. Даже
неработающие, они пожирали большие суммы. А ведь не
выбросишь!
А я вдруг выкидываю все деньги на какие-то непонятные
никому стенды!
И.Г.: Ты сразу начал инвестировать серьезные суммы? |
|
 |
А.М.: Все,
что у меня было. Плюс кредит. Под корень. Знаешь главный
слоган "Максибита"? "Трусливых мальчиков
никогда не целуют красивые девочки". Здорово, правда?
Мы с Ильей не были трусливыми мальчиками. Поэтому вложили
все. Ведь если работать долго, то нужно иметь свой склад.
Шведы давали нам закупочный минимум 30 тыс. $ в год. А мы
купили у них на 50 тыс. сразу! Они буквально "охренели"!
И.Г.: Такой тотальный риск, с точки зрения маркетинга -
оправдан?
А.М.: Наверное, нет. Мы так влюбились в продукт, что не
заметили, как опередили время. И покупателя, стало быть.
Хотя, с другой стороны, победителей не судят.
От первого лица
…Мы искренне полагали, что стоит нам только показать "Максибит",
как все немедленно станут счастливы и засыплют нас деньгами.
И вот привезли. Показали. Но покупать никто не пришел…
…Сейчас обо мне говорят, что "он попал в струю".
А тогда говорили, что "Меньшиков тронулся и вложил
деньги в черт-те что...".
В принципе, мы все правильно рассчитали. Не учли только
нашей инерционности, "времени запаздывания". И
на этом едва не прогорели…
Жить дружно - выгодно!
И.Г.: Кстати, о компаньонах. Кто-то ушел, а кто-то присоединился?
А.М.: Присоединился Илья Рябцев. Он только закончил вуз,
и я пригласил его в проект. А потом он стал полноценным
компаньоном. Вместе мы стали гораздо сильнее. Не в денежном
смысле, а в идейном и организаторском.
И.Г.: Родство душ?
А.М.: Мы абсолютно разные! Настолько разные, что ты даже
себе представить не можешь. Во всем. От политики до вкусов.
И.Г.: Про политику я обратил внимание. Мы с ним беседовали
на эту тему в автопробеге. И взаимно порадовались, что не
встретились лицом к лицу в октябре 1993-го. Так что лучше
вместе ездить в автопробеги и заниматься делом, а не политикой.
А.М.: Несомненно.
И.Г.: А все-таки, что вас объединяет, кроме любви к приключениям?
А.М.: Любовь к мобильным выставочным системам. И понимание
того факта, что жизнь - это не только деньги.
От первого лица.
…Я - сторонник демократических убеждений. Илюха - приверженец
жестких патриотических взглядов. В 1993-ем я его буквально
выдернул из-под Белого дома: нужно было срочно ехать в Ригу
за стендами. И уже из Риги мы наблюдали по CNN, как танки
расстреливали Белый дом…
Печальное лицо российского лизинга
И.Г.: Мы остановились на том, что ваши стенды опередили
время.
А.М.: Да, так оно и было. Все ахали, цокали языками, и никто
не покупал. Причем, мы быстро поняли, что интенсификацией
коммерческих усилий общественное созревание не ускорить.
Это как с беременностью: новый плод должен созреть. А старый
"Дар" денег уже почти не давал.
Короче, мы разорялись. И к началу 1995-го были в полном
провале.
И.Г.: И как вылезли?
 |
|
А.М.:
Помог случай. Правда, случаи помогают только тогда,
когда ты готов его использовать. Игорь Писарский (см.
"РТ"№8,99 - прим. ред.) подключил нас к выборным
проектам. Кроме того, мы организовали производство флагов
для всего города. Безумная задача, но мы ее "проадреналинили"
и сделали. Хотя вспоминать забавно. Ткань производили
на одном предприятии, краску закупали на другом, печатали
на третьем. Причем, заводы были "лежачие",
и проблемы вставали нетривиальные. Например, мне пришлось
для Витебского комбината лично купить мазут, чтобы запустить
зрельные котлы, в которых закрепляется рисунок на ткани. |
Но
на флагах мы пережили тяжелый период, а в 1997-м "пошли"
наши стенды. И как пошли! В 1998-м мы выиграли приз
компании "Максибит". Сначала расшевелились
западные представительства, уже знавшие эту продукцию.
А потом - наши подключились, кто покрупнее.
В августе 98-го мы с Ильей заказали билеты в Канаду,
в Ванкувер, на церемонию вручения нашего приза. Перевели
денежки в банк "Менатеп".
И.Г.: Полетели?
А.М.: Причем все сразу… Когда ударил дефолт, наши телефоны
замерли на четыре месяца. На запросы представительства-наши
покупатели отвечали с раздражением: "Какой "Максибит"?
Мы еще не решили, оставаться ли вообще на российском
рынке!".
Да, еще мы серьезно задолжали"Ксероксу", у
которого незадолго до кризиса взяли в лизинг аппарат.
Мы не спорили о суммах, не опротестовывали долг. Мы
просили просто подождать, считая дефолт форс-мажором.
Но суд решил, что мы не правы. И мы остались без оборудования
и без денег.
Короче, на занятые деньги Рябцев полетел один. Наш кубок
гордо стоял в голодной Москве, свидетельствуя о том,
что мы лучшие в мире. |
|
 |
От первого
лица
…Главное в кризисе - не выключать мобильный телефон. Я зарабатывал
на "мобильник", "бомбя" по ночам на
своем "Вольво". Заодно зарабатывал и на бензин
для "Вольво"…
Вот такое кино!
И.Г.: Судя по ряду признаков, вы и с этой напастью справились.
А.М.: Каких признаков?
И.Г.: Перечисляю. Лица у вас довольные, я их, кстати, в
журнале "Профиль" видел, а там все лица - неслучайные.
Мы с тобой и Ильей в автопробег до Владивостока скатались.
Говорят, ты еще и кинофестивали спонсируешь. Достаточно
признаков?
А.М.: Достаточно. Действительно, где-то к весне 1999-го
мы поняли, что выплыли. И дело не только в деньгах. Принципиально
изменился состав покупателей. Кроме "западников",
высококачественные стенды теперь покупают и наши: "Юкос",
"Лукойл", ОКБ "Сухого". Ну, с гигантами
- понятно. Но нас очень радуют в клиентском списке челябинская
макаронная фабрика "Макфа", "Ростсельмаш",
"Самарский жиркомбинат". Это - надежная основа
долговременного бизнеса. Сегодня мобильные стенды составляют
90% наших объемов. Кстати, компания "Дар-Экспо"
стала лидером продаж по Евразии и обладателем Гран-При "Максибит-2001".
И.Г.: А не страшно, когда все яйца - в одной корзине?
А.М.: Так мы сейчас готовим еще одну идею. Может, с не меньшим
потенциалом, чем у предыдущей.
И.Г.: Кинофестивали?
А.М.: Точно. Фандрайзинг и реклама на фестивалях. Продвижение
кинофильмов. Кросс-промоушн (см. "РТ"№6, 98 -
прим.ред.), спонсоринг. Меня интересует все, что может принести
деньги, будучи связано с фестивалем и кино. Я уже работал
с ММКФ, "Кинофорумом", "Киношоком".
На последнем "Киношоке" мы с Ириной Кирюхиной
(РА "Нью-Тон") отработали схемы, которые вполне
могут сделать кинофестиваль независимым от бюджетных источников.
И.Г.: Связь фандрайзинга, PR и рекламы очевидна. Но развить
тему в интервью мы уже не успеем. Поэтому - с тебя статья.
А.М.: К следующему номеру - обещаю.
 |
|
От
первого лица
… На фестивале мы с Ириной (Кирюхиной - прим. ред.)
ничего не заработали. Но доказали себе и другим, что
они могут существовать сами по себе, без государственных
подпорок. Просто для этого фестивали должны стать для
спонсора носителями совершенно конретных УТП. И это
не так уж сложно: ведь фестивали - это квинтэссенция
так называемого "событийного маркетинга"…
… Фестивали обязательно принесут деньги. Надо только
уметь ждать. А мы умеем… |
Разное
И.Г.: А какие-нибудь совсем новые идеи есть, нереализованные
?
А.М.: Новые нереализованные (смеется - прим.ред.)… Знаешь,
когда что-то рождается, я сразу пытаюсь реализовать. Интернет,
например. Я понял, что главное - не сайтостроительство,
а позиционирование в сети и хостинг. И в этом плане у меня
действительно есть идеи.
И.Г.: На какой машине ездишь?
А.М.: "Тойота Превиа". Обожаю большие "однообъемники".
И.Г.: А хобби у тебя есть?
А.М.: Сколько угодно! Жить в Долгопрудном, например. Все
- в Москве, а я в Долгопрудном. Люблю читать стихи. Учить
стихи. Кино люблю, понятно.
Проекты всякие неожиданные.
И.Г.: Например?
А.М.: С тобой вот в автопробег съездили. С Сергеем Касьяновым
(см. "РТ"№2,99 - прим.ред.) делаем эротическую
фотосерию на тему "Максибит".
И.Г.: Эротика на тему мобильных стендов - это серьезно.
А как ты относишься к животным?
А.М.: Хорошо. У меня живет кот Филипп.
И.Г.: Давай о личном. Где нашел жену?
А.М.: На Долгопрудненском машзаводе. Мы вместе испытывали
летательные аппараты тяжелее воздуха.
И.Г.: Ты сказал, у вас двое детей.
А.М.: Две дочки, Люба и Лиза, 13 и 12 лет.
И.Г.: Интерес к бизнесу проявляют?
А.М.: Им некогда. Они учатся так, что пар из ушей идет.
И.Г.: А ты сам-то так учился, или на детях отыгрываешься?
А.М.: Да. Я везде и всегда старался быть отличником.
Справка "РТ". Александр Меньшиков, 1958, высшее
(КАИ, ГИТИС), Генеральный директор фирмы "Дар-Экспо",
"первооткрыватель" экспомаркетинга в России, известный
в рекламном мире бизнесмен и активный участник кинопроцесса
в нашей стране.

|
|